Аэрофобия или как не бояться летать на самолетах

Если боишься летать, значит, готов умереть. Пилот — об аэрофобии пассажиров

Кадр фильма “Вид сверху лучше”. © kinopoisk.ru

Лётчик Лёха — он же пилот авиакомпании “Победа” Алексей Кочемасов — рассказывает, почему ездить на машине и на поезде намного страшнее, чем летать на самолёте.

Летим. Самолёт болтает, но несильно. В кабину заходит стюардесса и говорит, что у пассажирки истерика. Я прошу привести её ко мне. Молодая девушка вся бледная, трясётся. Я её сажаю рядом с собой и просто разговариваю, объясняю, что у нас всё в порядке. 15 минут спокойного диалога — и никакой фобии. Этот давнишний случай заставил меня задуматься — почему же люди бояться летать?

Так пилот авиакомпании “Победа” Алексей Кочемасов, в Сети более известный как лётчик Лёха, начал встречу с пассажирами в Екатеринбурге. Пришли те, кто обожает небо, и те, кто обожает Лёху. Корреспондент Лайфа скорее относился к третьей группе собравшихся — аэрофобов, которые хотят побороть этот недуг.

Большинство людей боятся летать, потому что не знают, что происходит в самолёте. Непонятные звуки, скрежет, пар. Я, например, сам боюсь поездов. На электричках езжу, да. А вот на дальние расстояния за всю жизнь (лётчику Лёхе 51 год. — Прим. Лайфа) я ездил всего два-три раза. Не могу сказать, что у меня панический страх перед поездом, но чувствую себя неуютно, считаю поезда опасным транспортом, ведь они постоянно сходят с рельсов. И я не понимаю принцип работы — почему колёса вовнутрь рельсов не проваливаются, особенно на поворотах?

Фобия от незнания вылечивается на раз! Достаточно просто объяснить, что и в какой момент происходит.

Вторая группа людей — это те, кто боится, потому что не контролирует полёт. Они говорят: я не вижу, куда летит самолёт, не могу ничего предпринять, от меня ничего не зависит.

Но вы же ездите пассажиром в машине! У водителя руль, педали, а у вас — ничего. И вот в лоб летит КамАЗ. Что вы можете сделать? Ничего.

Третья группа — самая сложная — им нужно сразу к психиатру. Это те, кто внутренне готовы умереть. Когда они узнают, что нужно лететь — за две недели или за месяц, — они начинают себя съедать. Недавно вот в Чебоксарах самолёт выкатился за пределы взлётной полосы. Хотя ничего страшного там не было, СМИ начинают раскручивать: “Никто не погиб”, “Пострадавших нет”. Эта информация везде попадается на глаза, и человек накручивает себя. Готовясь к полёту, он готовится умереть. Думает: самолёты давно не падали, значит, мой упадёт. Он заходит на борт уже с чувством обречённости.

Таких людей очень легко узнать. Мужики обычно напиваются. А алкоголь в воздухе — штука опасная и коварная. С подъёмом на высоту человек испытывает кислородное голодание и алкоголь в организме не расщепляется, то есть не происходит усвоения. Поэтому если выпитые на земле 150 граммов водки — это ничто для здорового мужика, то на высоте ему уже сносит крышу.

Женщин опознать ещё проще. Она накричит на таксиста, на регистрации ей дали не то место, багаж положили не туда, она заходит в самолёт и оскорбляет стюардесс. Женщина начинает скандалить.

Я понял, что таким пассажирам бесполезно что-то говорить, и я не знаю, как с ними бороться. Они опасны. Болтнуло сильно самолёт — паникёр вскакивает и бежит двери открывать. Другие пассажиры, которые не готовы были умирать, поддаются панике и тоже помогают открывать дверь. Стюардессы часто останавливают у дверей тех, кто хочет “выйти” в полёте.

“Как говорили классики, знание — сила”, добавляет Алексей. Именно поэтому он в 2000-х годах и начал вести свой блог лётчика Лёхи. Он помогает людям разобраться в тонкостях авиации, с удовольствием отвечает на все, даже провокационные, вопросы и делает всё, чтобы пассажиры перестали бояться летать. Например, после полёта можно напроситься к Лёхе в кабину пилотов. Так что обязательно слушайте имя капитана, и если будет Алексей, то зайдите на огонёк.

А пока он рассказывает собравшимся о самых популярных страхах и мифах о полётах.

Взлёт — посадка

Кадр фильма “Вид сверху лучше”. © kinopoisk.ru

Почему взлёт и посадка являются наиболее сложными и напряжёнными моментами в полёте? Из-за близости земли. Это дефицит времени. Самолёт разбегается по полосе, скорость растёт-растёт, но он ещё не может взлететь, ещё пока не хватает подъёмной силы. Наступает момент, когда самолёт уже не “бежит”, но ещё не летит, потом отрыв — и всё-таки он летит, но скорость мала, он только разгоняется. И если что-то происходит, запас по времени минимальный — среагировать нужно мгновенно. Одно дело, когда самолёт летит на высоте 12 тыс. м, он до земли будет 20 минут падать — там времени вагон. А у земли всё произойдёт за 20 секунд. И статистика говорит, что катастрофы чаще всего происходят на взлёте/посадке. Случаи, когда самолёт упал сверху, можно пересчитать по пальцам, и то всегда были какие-то внешние факторы — теракты.

При взлёте и посадке допускается крен (наклон) самолёта в 30 градусов. Более того, я вас удивлю, но в инструкции по управлению самолётами Boeing написано, что на них можно выполнять “бочку”. Конечно, это не является нормальной практикой. Boeing пишет о том, что, когда у вас самолёт оказался с креном более 90 градусов (опустил нос или куда-то валится), не надо его уводить, докрутите бочку и летите дальше. По большому счёту, самолёту всё равно, как ты летишь — хоть вверх ногами.

Турбулентность

Не все компании мира в принципе обходят “болтанку” — азиаты всегда напрямую летают. Большинство видео, когда падают подносы и вещи из багажных отделений, касаются азиатских авиалиний. Наверное, дело в менталитете — верят в реинкарнацию.

Если без шуток, то представьте большой стеклянный шар. Посадим туда мышку и пустим в ручеёк. Он плывёт, его качает на течении. Что будет шару? Ничего. А мышке что будет? Тоже ничего, но её будет болтать. Самолёт летит в неравномерной среде — есть воздушные потоки. Между Гренландией и Канадой над морем Баффина (там примерно 800 км, час лёта) дует ветер в среднем 300—400 км в час. Там трясёт всегда. Колбасит от души.

Пристёгиваться нужно почему? Чтобы тебя головой не ударило о потолок, но самолёту ничего не будет. Поэтому вопрос турбулентности вообще не должен стоять. Трясёт и трясёт.

Старый самолёт

Как пассажир оценивает самолёт? Он заходит и видит: новое кресло, ковры, приятный запах — значит, самолёт новый. Но салон самолёта не показатель его технического состояния. Когда были интенсивные перевозки в Египет (именно на этом направлении почему-то всё время летали буйные пассажиры), в новом салоне спустя несколько рейсов уже спинка кресла была оторвана, жвачки налеплены, надписи “Я люблю тебя, Маша”, слово из трёх букв. Если оторвали карман на кресле — надо демонтировать весь ряд кресел, а самолёт должен через полтора-два часа улетать. Его просто не успевают починить.

Возраст самолёта и его надёжность очень слабо между собой связаны. До сих пор есть в мире несколько авиакомпаний, которые эксплуатируют Douglas DC-3. Его перестали выпускать в середине XX века, но на них всё ещё перевозят пассажиров. Один из самых старых парков в мире у American Airlines: средний возраст самолётов — 17 лет. Самый молодой — у “Победы”: у нас самолётам двух лет нет.

Мне доводилось летать на самолётах как очень древней конструкции, так и очень свежей. И оказалось, что новые ломаются чаще. Удивительно, но факт. Это как у машины: когда берёшь с завода, “детские болезни” есть, так и здесь — вылезают всё время какие-то мелкие пакости.

Слова Алексея звучат убедительно. Иногда он переключается на технические подробности, рисует схемы, пишет формулы, оперирует непонятными мне словами. В его профессионализме не сомневаешься. А он, в свою очередь, ручается за остальных: неопытного человека никогда не посадят за штурвал самолёта. Да и вообще, намного опаснее весной курить у подъезда. Сосульки чаще падают.

Небо. Самолет. Аэрофобия. Как не бояться летать

Личный опыт журналиста АП и советы психотерапевта

Через два часа после того, как мы набрали высоту, я почувствовала, что самолет начинает трясти. Двигатели стали работать громче, а стюардессы переглядывались с плохо скрываемой паникой в глазах. Пара минут — и мне сильно заложило уши. Я поняла — мы теряем высоту. Самолет трясет все сильнее, через окно иллюминатора я вижу огонь, горит крыло. Потом двигатели замолчали, и самолет стал падать, вокруг душераздирающие крики — в иллюминаторе мелькают облака, потом зелень, удар, вспышка.

Вздрогнув, открываю глаза. «Девушка, курицу или рыбу?» — судя по раздражению, уже не в первый раз спрашивает настойчивая бортпроводница. Рядом — мужчина в наушниках смотрит фильм «Знакомство с Хакерами», улыбается. Кресло передо мной ходит ходуном — там брат с сестрой не могут поделить планшет, а мама обещает пожаловаться отцу. Будто с параллельной вселенной смотрю на размеренное течение жизни и пытаюсь вернуть себя на эту орбиту — успокоить сердцебиение и расслабиться.

Глубокий вдох, глубокий выдох… вдох — выдох… Постепенно сердце начинает биться в нормальном ритме, голова перестает кружиться. На всякий случай прошу у стюардессы стакан воды — запить успокоительное. Панически боюсь очередной паники и панически боюсь летать. Вынуждена признаться себе в этом и добавить пункт в свою личную характеристику – «начинающий аэрофоб».

Аэрофоб — кто он?

Я никогда не чувствовала себя уютно на высоте. По земле на мотоцикле со скоростью 130 км в час или на глубине 40 метров с аквалангом — легко. На земле, на воде, под водой мне спокойно и хорошо. 10 000 метров над землей в загерметизированной железной многотонной махине — это выше моих сил. Раньше «волноваться» я начинала в воздушных ямах, позже — уже при взлете, спустя некоторое время в аэропорту у стойки регистрации, ну а сейчас достигла апогея — кнопка ВКЛ моего страха расположилась на замке чемодана. И нарастает страх по мере путешествия бегунка по молнии. Чемодан собран и закрыт — все! «Я никуда не еду — мы разобьемся».

6500

рублей — стоимость семинара для аэрофобов, двухдневный курс с практикой на тренажере будет стоить 18 400 рублей

«Как правило, аэрофобией страдают люди с высоким уровнем базальной тревоги, богатым воображением и развитым чувством «сверхконтроля», — наносит штрихи к портрету заведующий отделением дневного стационара Амурского областного психоневрологического диспансера, врач-психиатр и психотерапевт Евгений Батрак. «В равной степени страху летать на самолетах подвержены и мужчины и женщины.

Объединяет этих людей то, что они привыкли чрезмерно все контролировать в своей жизни. Именно поэтому аэрофобы чувствуют себя гораздо спокойнее, передвигаясь на автомобиле, чем на самолете. Мнимое ощущение того, что, сидя у руля, они контролируют ситуацию, успокаивает и не дает развиться панике. Хотя, по объективным данным, во время полета они находятся в гораздо большей безопасности.

Страх алкоголем не подавить

Самое главное, что должны знать аэрофобы, — эта фобия лечится. Как решать проблему — медикаментозно, с помощью психотерапевта или самовнушением — зависит только от того, насколько сильный это страх и насколько ситуация запущена».

Со страхом летать на самолетах большинство людей привыкли справляться самостоятельно. По словам Евгения Батрака, с начала года только 4 человека обратились за помощью в решении этой проблемы. Остальные либо запасаются успокоительными и снотворными, либо еще до попадания на борт «принимают на грудь» 50, 100 и т. д. граммов «успокоительного зеленого змия». «Хочу предупредить, что алкоголь не является панацеей, — уверяет врач-психотерапевт. — Он может не только оказаться беспомощным в подавлении страха, но и вызвать обратную реакцию — в разы увеличить вашу мнительность, тревожность, подавленное состояние со всеми вытекающими отсюда физическими проявлениями. Прием лекарственных препаратов без назначения врача также не рекомендую. Только специалист сможет подобрать нужный препарат и нужную дозу конкретно для вас».

Переключите внимание

Подружиться с нашими внутренними монстрами все-таки можно и нужно. Для начала необходимо уяснить, что мы ничего не контролируем. Не контролируем пилота, самолет, диспетчера и вообще течение нашей жизни. Единственное, на что мы действительно можем повлиять, — это наше внимание. Достаточно представить себе фонарик, который светит в одну точку, нам сразу очень хорошо видно все, что расположено в этой освещенной области с очерченными границами. Стоит перевести фонарик в другую сторону, и мы видим совсем иное. Вот именно «управлять этим фонариком» и рекомендует профессиональный врач. «Я рекомендую найти для себя увлекательное занятие на время полета, — советует врач-психотерапевт. — Это позволит отвлечься от волнений. Будет это интересная книга, плеер с любимой музыкой, или что-то еще — неважно, главное, чтобы ваш ум был чем-то занят.

Если вы сами не займете свой ум чем-то полезным, он начнет прокручивать тревожные мысли. Не предоставляйте ему такой возможности. Если вы летите на отдых, в качестве отвлекающего фактора хорошо подойдут, например, подробное изучение путеводителя или разучивание фраз из разговорника. Некоторым людям отлично помогает счет от тысячи до нуля. Или можно дать себе задание вспомнить как можно больше мужских и женских имен, поочередно, на каждую букву алфавита».

Спокойствие, только спокойствие

31

% россиян испытывают страх перед полетом

Если же все-таки паника настигла вас на высоте, то справиться с ней поможет физическое расслабление. Обычно, когда мы нервничаем, наше тело напряжено. Во время полета расслаблению мешает желание контролировать ситуацию. Как будто, если мы напряженно вглядываемся в выражение лиц членов экипажа и выискиваем вокруг «тревожные признаки», это способно нас от чего-то уберечь. «Давайте не будем строить иллюзий — в полете от пассажиров мало что зависит, поэтому самое мудрое, что мы можем сделать — это расслабиться и получать удовольствие, — советует Евгений Батрак. — Мышечная релаксация действует на мозг, она словно говорит, что все в порядке и, как следствие, ум тоже успокаивается.

Если вы глубоко расслаблены и ваше внимание сфокусировано на дыхании, вам просто не удастся при этом нервничать. Так что примите максимально расслабленную позу, закройте глаза. Сконцентрируйте все свое внимание на дыхании, ощущая каждый вдох и выдох. Попробуйте определить, в каком месте в вашем теле сосредоточен страх, и представьте, как будто вы вдыхаете и выдыхаете через эту точку. Если вы чувствуете, что где-то в теле еще остался мышечный зажим, «подышите» также и через него. Приятный побочный эффект этого упражнения — то, что по прилете вы будете чувствовать себя свежими и бодрыми».

Читайте также:  Путешествие с квадрокоптером - как не попасть на штраф?

«Душа тоже нуждается в заботе и внимании»

22

% российских граждан предпочитают не пользоваться авиатранспортом

Учиться справляться с паникой, безусловно, нужно — этот навык может пригодиться не только на борту самолета, но и во многих других ситуациях. Тем не менее позаботиться о своем душевном спокойствии лучше заранее. Если вы чувствуете, что обычное волнение и тревога перед авиаперелетом перерастают в нечто большее и становятся серьезной проблемой для вас — не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам. В частности, в поликлинике областной психиатрической больницы в городе Благовещенске всех желающих принимают врачи-психотерапевты. Вы всегда можете записаться на прием, поделиться своей проблемой и получить квалифицированную помощь.

При этом никто не поставит вас на учет как душевнобольного и не станет писать соответствующие письма в организацию, в которой вы работаете. Как оказалось, этот страх испытывают большинство несостоявшихся пациентов. «У нас принято ходить по врачам, когда что-то болит в теле — бесконечные УЗИ, анализы, осмотры. При этом большая часть этих проблем решается именно в кабинете психиатра, а физические недуги являются лишь отражением внутреннего состояния больного. Душа не меньше нуждается в заботе и внимании, чем тело», — справедливо замечает врач-психотерапевт Евгений Батрак.

Курсы для аэрофобов проводят пилоты

Авиакомпании всего мира разработали специальные курсы для аэрофобов. Их проводят опытные пилоты, за плечами которых тысячи воздушных километров. Для этого они специально получают второе высшее образование по психологии. Занятия могут быть как индивидуальные, так и групповые. Очные и онлайн. Для амурчан, конечно, подойдут только онлайн-курсы. В нашем регионе центров для аэрофобов пока нет. Хотя если побороть свой страх и слетать в Москву… то можно записаться и на очный курс. На таких занятиях вы узнаете, что такое турбулентность, воздушные ямы, метеорология.

Вам расскажут о строении самолета, о том, как он летает и что его держит в воздухе. Для аэрофобов-очников кроме теоретической части предлагают также виртуальные полеты – это последнее слово в лечении аэрофобии. Существует специальный тренажер, который со 100-процентной точностью воссоздает ощущение полета на самолете. За час вы «совершите» несколько десятков «взлетов и посадок» и докажете своему организму, что это не страшнее, чем сесть за руль машины утром и выйти из-за руля вечером. Найти такие курсы в интернете сможет каждый, достаточно в поисковой системе написать: «Курсы аэрофобия».

Причины авиастраха

— Ненадежность самолетов и частые авиакатастрофы (40 %)

— отсутствие на борту персональных средств спасения, например парашюта (25 %)

— боязнь высоты (14 %)

— непонимание, как самолет держится в воздухе (11 %)

— не доверяют пилотам (10 %)*

*опрос проведен международной системой поиска авиабилетов Momondo.ru. В нем приняли участие более 1000 интернет-пользователей

Поликлиника областной психиатрической больницы в городе Благовещенске, телефон: 52-14-41, 52-25-80.

Возрастная категория материалов: 18+

Как не бояться летать на самолете

Ежеминутно в каждом аэропорту планеты поднимается в воздух самолет с пассажирами на борту. 70 % сидящих в салоне людей испытывают страх полета, что вполне естественно. Вот только не каждый способен справиться со своей фобией. Чтобы понять, как не бояться летать на самолете, следует разобраться в причинах этого страха.

Причины страха

Страх летать на самолете – это естественный признак, свойственный любому человеку. Одни люди умеют его заглушать и игнорировать, другие, «раздувая из мухи слона», превращают все в фобию. Происходит это по многим причинам, и корни проблемы заложены в подсознании.

  • Рефлекторная боязнь передается людям с генным кодом от предков, которых пугали первые «железные птицы». По этой причине невольно человек сжимается, когда невдалеке пролетает самолет;
  • Когда авиалайнер взмывает в небо, организм человека интуитивно реагирует настороженностью – его вырвали из привычной среды. Те, кто психологически подвержен фобиям, начинают нервничать, а иногда и серьезно паниковать, не всегда осознавая причину своего страха;
  • Часть людей боится лететь в самолете осознанно, насмотревшись триллеров об авиакатастрофах, хотя реальные новости не пестрят ежедневными сводками о крушении самолетов. Такие паникеры еще загодя настраивают себя на трагизм ситуации;
  • Обычно страшатся полетов, осуществляемых в первый раз, – здесь пугает страх неизвестности. Есть и такая категория людей, для которых первый полет оказался неудачным из-за плохого самочувствия, возникшего на борту. Приняв сильное укачивание за опасность, подсознание наложило табу на данный способ передвижения, а психологическое восприятие превратило его в фобию.

Напряженное состояние в полете

Обратите внимание! Какова бы причина страха при полете ни была, необходимо разобраться, насколько это фобия (или всего лишь неуютное ощущение непривычной обстановки).

Симптоматика

Аэрофобия – не единственный вид страха, которыми страдают люди. Есть боящиеся высоты и замкнутого пространства, а также незнакомой компании. Именно эти страхи могут стать причиной приступа паники. Чтобы понять, насколько вы аэрофобны, следует примерить на себя нижеприведенные симптомы описываемой проблемы:

  • Страх испытывать перед полетом на самолете вы начинаете задолго до путешествия, и не в состоянии контролировать внутреннюю панику;
  • Перед тем, как подняться по трапу самолета, вы принимаете успокоительную дозу алкоголя, седативных средств или антидепрессантов;
  • При взлете и посадке авиалайнера вы неосознанно вжимаетесь в пассажирское кресло, ваши ладони потеют, а пальцы судорожно впиваются в подлокотники;
  • Во время полета все ваше сознание сосредоточено на слежении за звуками двигателей. Если позволяет обзор иллюминатора, вы не сводите глаз с работающих моторов;
  • Если самолет попал в зону турбулентности, ситуация вводит вас в шок, и вы мысленно прощаетесь с жизнью;
  • Каждое действие стюардессы вызывает у вас подозрение, и вы пытаетесь понять, что она скрывает за улыбкой.

Обратите внимание! Если даже половина этих признаков у вас присутствует, вы – аэрофоб, для которого полет становится настоящим наказанием.

Как сгладить ситуацию

Когда человек подчиняется своим страхам, это перерастает в серьезную болезнь. Если путешествие самолётом не воспринимается, как естественное событие, его можно сделать более спокойным. Для этого нужно просто отвлечься от своей фобии, переключившись на что-то другое.

  • Зная о предстоящем полете, к нему можно настроиться заранее. Не стоит изучать сводки об уже происшедших авиакатастрофах, лучше посмотреть статистику аварий, происходящих на Земле. В ДПТ людей гибнет гораздо больше, чем в воздухе;
  • Чтобы психологически настроиться на полет, желательно заблаговременно пройти регистрацию и попросить себе место в стороне от иллюминаторов. Пока идет загрузка самолета, вы спокойно осваиваетесь в своем кресле. Не стоит просить места и в хвостовой зоне – там ощутимее всего турбулентность;
  • Перед полётом не рекомендуется успокаивать себя алкоголем и серьезными препаратами – они могут спровоцировать неадекватную реакцию. Не поможет и кофе, действующее возбуждающе на психику. Лучше всегда иметь при себе таблетки от укачивания и фруктовые леденцы;
  • Чтобы не поддаваться фобии, себя необходимо отвлечь, поэтому стоит взять в дорогу интересную книгу или журнал с кроссвордами, скачать на ноутбук или планшет фильм с волнующим сюжетом, занять себя увлекательной игрой;
  • Послушайте приятную успокаивающую музыку, льющуюся из наушников, она поможет заглушить звуки двигателей. Специально для полета можно закачать на плеер релакс-фонотеку;
  • Пообщайтесь с соседями по салону. Разговоры – хороший способ отвлечься от своих страхов. Даже если рядом сидит такой же аэрофоб, как и вы, взаимное общение поможет вам справиться с проблемой;
  • Если нет желания ни вести светские беседы, ни отвлекать себя от плохих мыслей досужими занятиями, можно просто поспать. Для этого достаточно захватить с собой в салон надувную подушку и одеяло (а также бируши и повязку на глаза). Если забыли о такой возможности, некоторые авиакомпании могут предложить вам постельные принадлежности;
  • Даже не обязательно спать – можно просто лежать с закрытыми глазами и вспоминать приятные моменты своей жизни, думать о предстоящей встрече, вспоминать близких людей или строить планы на ближайший год.

Дополнительная информация! Вами были приняты все меры, а паническое состояние не отпускает? Тогда займитесь дыхательной гимнастикой. Делаются упражнения так: сначала глубоко вдохните воздух ртом, задержите его в легких на 5 сек., затем выдохните и еще 4 сек. не дышите. Повторите действия несколько раз: это поможет очень быстро успокоиться.

Профессиональная помощь

Если страхи полетов присутствуют уже давно, а путешествие самолетами – частая вынужденная реальность, без помощи специалиста здесь не обойтись. Стоит уделить серьезное внимание своему психоэмоциональному состоянию, посвятив ему достаточно времени.

  • Найдите опытного психолога, который поможет разобраться, почему вы боитесь летать, и научит правильно справляться с фобией. Одной беседой здесь не отделаться – придется пройти курс психотерапии, прежде чем начнете воспринимать полеты более естественно и перестанете бояться летать;
  • Частью лечения является использование авиастимуляторов, позволяющих на виртуальных тренажерах выработать привыкаемость к перелетам. Этот момент хорош тем, что в приземленных условиях, в специально оборудованном помещении, создается ощущение реальности полетов;
  • Врач поможет подобрать лекарственные препараты для предстоящего путешествия. Здесь нужно взять во внимание, что предлагаемые таблетки – не решение проблемы, а только часть терапии, и самостоятельно они от фобии не избавляют.

Тренажер виртуальной реальности

Лекарственные препараты, назначаемые врачом для полета, можно разделить на 2 вида: накопительные и быстрого действия. К первой группе относятся те, что принимаются в несколько этапов – непосредственно перед вылетом, а затем через каждые полчаса-час. Вторая группа препаратов имеет достаточную концентрацию успокоительного, чтобы 1 таблетки хватило на несколько часов воздействия.

Лечение проводится медикаментами седативного и противотревожного характера, тормозящими нервные импульсы, снимающими спазмы и судороги в мышцах.

Важно! Каким именно препаратом лечить аэрофоба, врач решает сам, исходя из индивидуальных особенностей пациента, состояния его психики, причин, вызывающих страхи, и запущенности проблемы.

Прибегать постоянно к данным средствам не следует, так как к большинству из них может возникнуть привыкаемость. Этот способ лечения аэрофобии должен носить кратковременный характер, и применяться к тем, кто путешествует самолетами не так часто.

Сам человек может подготовиться к будущему полету заблаговременно. Недели за 3 до предстоящего путешествия можно начать принимать ежедневно глицин или экстракт валерьянки в дозах, указанных в инструкции. Это поможет снизить нервное напряжение и избежать стрессовой ситуации.

Законы физики

Некоторых людей панически пугает полет именно из-за оторванности от Земли. Не все осознают принцип действия аэродинамики, поэтому не до конца понимают, как такая тяжелая металлическая махина с кучей пассажиров на борту и большим объемом багажа может удерживаться в воздухе на протяжении нескольких часов.

Если вы летите впервые, чтобы успокоить свое воображение и перестать бояться, стоит ознакомиться с некоторыми конструктивными особенностями самолетов:

  • Авиалайнеры оснащены мощными двигателями, способными не только поднять машину в воздух, но и удерживать ее длительное время среди облаков;
  • Не стоит бояться того, что двигатели сломаются: их у самолета, как минимум, 2 шт. Если 1 мотор по какой-то причине откажет, 2-й возьмет его функцию на себя. Даже если откажут сразу оба двигателя, самолет сможет аккуратно приземлиться, как планер;
  • Держаться и планировать в воздухе самолету помогают крылья, которые достаточно прочно прикреплены к корпусу. Шанс, что они в полете отвалятся, сведен к нулю;
  • Все системы, которыми оснащены авиалайнеры, имеют дублирующие программы. Стоит произойти сбою, как в работу сразу же вступает система-дублер (а их в пассажирских самолетах не менее 4-х);
  • Можно не беспокоиться о риске попасть в авиакатастрофу из-за плохого самочувствия пилота – в самолетах надежная система пилотирования, позволяющая аккуратно посадить машину по заложенной в нее программе;
  • Полет каждого лайнера контролируется с Земли диспетчерскими службами, с которыми летчики находятся на постоянной связи. Обо всех нестандартных ситуациях, изменениях погодных условий пилоты будут сразу же оповещены;
  • Не должна пугать и зона турбулентности, в которую попадает не каждый самолет. Аэродинамические параметры конструкции рассчитаны с учетом этого природного явления, так что самолет обладает достаточным запасом прочности, чтобы выдержать такие встряски;
  • На борту работают профессионалы, которые не считают себя камикадзе. Они спокойно выполняют свои обязанности, так как уверены в надежности «стальной птицы».

Технический осмотр самолета перед полетом

Дополнительная информация! Чтобы произошла неординарная ситуация, судьбе придется постараться, ведь каждый самолет перед вылетом тщательно проверяют технические службы. Пользуются они специальными диагностическими устройствами, так что неисправную технику не допустят даже на взлетную полосу. На терминалах усилен таможенный досмотр, что исключает попадание на борт опасного багажа.

Советы «бывалых»

Не стесняйтесь признаться окружающим – «я боюсь летать на самолете». Среди ваших знакомых найдутся уже неоднократно летавшие. Они знают, что делать, чтобы побороть свою боязнь. Примите к сведению их советы.

Впечатлят вас и отзывы сторонних людей, которые научились подчинять свои страхи:

  • Дмитрий: «Я раньше боялся летать на самолете, хотя не мог осознать причины этого. В одной из командировок влюбился в красивую девушку. Теперь я каждую пятницу лечу к ней на свидание. Во время полета я только и думаю о предстоящей встрече, строю планы, как мы проведем время. Теперь, пока нахожусь на борту, ни разу не возникло чувство тревоги или паники»;
  • Ольга: «Меня постоянно одолевают какие-то страхи. Мне не комфортно в закрытых помещениях, я панически боюсь попасть в авиакатастрофу. Из-за этого потеряла очень выгодную работу – в нашем бизнесе даже минуты имеют значение. Быстро решать проблемы позволяют самолеты – самый лучший вариант мобильности. Я же пользовалась исключительно автомобилем, теряя время и клиентов. В итоге пришлось обратиться к психотерапевту и пройти специальный тренинг. Мною и сейчас периодически руководят неосознанные эмоции, но я стараюсь их контролировать. Осознав, что фобии – это игра моего подсознания, я рискнула воспользоваться услугами авиакомпании и уже успела сделать 2 перелета».

Если не лечить фобию

Когда невозможно избежать полета, а ты панически этого боишься, начинаются проблемы не только психологического плана. Если не научиться справляться со страхами, фобия поглощает человека полностью, превращая в угрюмого неврастеника.

  • Перед предстоящим полетом человека начинают одолевать панические мысли, в итоге его мучают кошмары, или он вообще не может спать;
  • Становясь раздражительным, невыспавшимся, аэрофоб срывается на близких ему людях, отчего портятся семейные отношения;
  • Тем, кто скрывает свои страхи, еще сложнее переносить полеты. Фобия, загнанная вглубь себя, приводит к развитию сердечных болезней, гипертонии, инфарктам;
  • Если необходимость перелетов связана с профессиональной деятельностью, каждая попытка отсрочить полет или заменить его другим видом передвижения сказывается на карьерном росте. Психологические встряски по этому поводу делают аэрофоба пациентом неврологического отделения;
  • Страх пользоваться услугами авиакомпаний обедняет отдых – не на каждый курорт можно быстро и легко добраться железнодорожным транспортом (а тем более автомобилем).

Важно! Любой вид фобии будет быстро прогрессировать, если подчинить ей свою психику и отказаться от помощи профессионалов.

Надеясь, что справится сам, человек прибегает к употреблению мощных психотропных препаратов или алкоголю. Чем чаще возникает необходимость в перелетах, тем быстрее развивается вредная привычка. Такой допинг не облегчает ситуации, а делает ее еще более запущенной.

Читайте также:  Почему нельзя пользоваться телефоном в самолете?

Алкоголь в условиях низкого давления и сухого воздуха в салоне самолета может спровоцировать дурноту (порой с рвотой). Организм находится в подвешенном состоянии, и даже малая доля алкоголя на высоте нескольких тысяч метров от Земли способна вызвать сильное опьянение, в результате которого наступает упадок сил. От этого у пьяного человека сразу же ухудшается настроение, и паника наваливается с еще большей силой.

Видео

Если вы осознаете, что подвластны фобии, не стоит этого стесняться и скрывать. У каждого человека имеются свои комплексы и страхи, от которых лучше избавиться, а не загонять их внутрь себя. Аэрофобию можно преодолеть, если внимательно изучить свой страх, вникнуть в конструктивные особенности самолетостроения и понять принципы аэродинамики.

Тысячи человек ежедневно пользуются услугами авиакомпаний, совершая множественные перелеты в течение года, и продолжают спокойно жить, любить, работать. Они на собственном опыте поняли, что риск быть жертвой авиакатастрофы микроскопически мал. Это должно стать для вас действенным аргументом. Так стоит ли бояться самолетов?

Как перестать бояться летать на самолете?

Аэрофобия — боязнь полётов. Проявляется в разной интенсивности: от слабого беспокойства до серьёзной паники, требующей вмешательства специалиста. Как не бояться человеку летать на самолете, возможно ли справляться со страхом самостоятельно? Да, существуют способы расслабиться и перебороть фобию. Большинство из них доступно каждому, однако людям с сильной аэрофобией рекомендуется обращаться к специалисту.

Причины страха полетов на самолете

Каждый раз страх перед полётом разной степени выраженности испытывают около 70% сидящих на борту. Причины беспокойства у каждого пассажира свои.

Перед диагностированием у себя какого-либо страха важно понять: действительно ли это проявление фобии или всего лишь беспокойство, вызванное мнительностью или естественной реакцией организма. Фобия практически не поддаётся контролю без привлечения сторонних средств: других людей, психологов, медикаментов. Страх вполне можно контролировать силой мысли.

  1. Клаустрофобия — страх замкнутого пространства. Большинство отмечает беспокойство, связанное с небольшим салоном лайнера: низкими потолками, узкими проходами, маленькими расстояниями между рядами сидений. Даже огромный аэробус может показаться крошечной коробочкой тем, кто знает о клаустрофобии не понаслышке.
  2. Акрофобия — боязнь высоты и неба. Лиц, знакомых с проявлениями этой фобии, беспокоит новая для тела среда — воздух. Отсутствие под ногами твёрдой почвы, осознание расстояния в 10 тысяч метров над землёй и в особенности подъёмы и снижения лайнера, когда иллюминатор пестрит огоньками взлётно-посадочной полосы, вгоняют в ужас.
  3. Аэрофобия — так называется сама боязнь самолетов, полётов и всего, что с ними связано. Кто-то не может понять принцип перемещения по воздуху самолёта, кто-то думает, что там не хватит кислорода и можно задохнуться. Бывает, пугает даже размер воздушного судна.
  4. Дистихифобия — страх катастроф. Личности с этой фобией не могут спокойно передвигаться не только по воздуху: любой транспорт вызывает тревогу, стресс. Катастрофы, несчастные случаи происходят везде. Но при полётах всё сложнее, чем в других ситуациях: выживших в авиакатастрофах обычно не бывает. Осознание этого на высоте 10 км в кресле самолёта заставляет сердце биться чаще, а мозг — паниковать.
  5. Страх потери контроля над ситуацией особенно часто сопровождает заядлых автомобилистов, машинистов и даже иногда самих пилотов, когда они в рядах пассажиров. Невозможность влиять на ситуацию может беспокоить, в общем-то, любого, кто привык руководить и точно контролировать всё вокруг.
  6. Охлофобия часто наблюдается у тех, кто не любит толпу. Собственно, это и есть боязнь большого скопления народа, незнакомой компании. Чем больше лайнер, тем больше пассажиров в нём размещается. Тем, кто боится летать, кажется, что вся эта конструкция слишком шумная, неподъёмная, ненадёжная, и к охлофобии добавляются другие страхи.

Чаще всего фобия не приходит одна. Чем больше поводов для беспокойства, тем сильнее переживания, и тем сложнее справиться с ними в одиночку. Особенности нервной системы, а не только характер и сила воли, влияют на способность контролировать себя.

Основные симптомы

Наиболее распространённые симптомы, которые замечают в себе люди, испытывающие страх полёта:

  • сердцебиение ускоряется при одной лишь мысли о предстоящем путешествии по воздуху. У некоторых сердце заходится, даже если полёт предстоит только через месяц;
  • желание употребить привычный седативный препарат, алкоголь, выкурить сигарету, применить другие попытки успокоиться;
  • головокружение, сопровождающее тахикардию. У особенно впечатлительных может доходить до обморока;
  • из-за боязни перелётов повышается потоотделение: мокрые ладони и подмышки — верные спутники тех, кому знакома аэрофобия;

  • тело находится в постоянном напряжении: бесконечный звуковой (а если позволяет иллюминатор — то и визуальный) контроль работы двигателя, судорожные реакции на любую тряску, невозможность уснуть или просто переключить внимание;
  • подозрительность по отношению к экипажу: попытки услышать в голосе пилота алкогольное опьянение, прочитать страшные мысли стюардессы, которые она якобы скрывает за улыбкой;
  • зона турбулентности, когда лайнер начинает трястись, вызывает неконтролируемые проявления фобии и самые страшные мысли о смерти.

Как справиться с боязнью летать самостоятельно?

На самом деле, страх перелёта у большинства пассажиров не является следствием собственного неудачного опыта. Большинство полётов заканчивается благополучно, но те, кто испытывает аэрофобию, в следующий раз снова ощутит беспокойство и тревожность. Летать на самолете в первый раз и в последующие разы одинаково странно, т.к. боязнь полетов начинается в голове, а не после неудачи в полёте. Любые страхи преодолимы.

Что делать перед полетом?

Стоит подойти к избавлению от фобий ответственно. Если тревожность повышается от мыслей о предстоящем перелёте, нужно:

  • убедить себя, что переживания бессмысленны: они никак не повлияют на полёт, на пилота, двигатели и окружающую обстановку;
  • напомнить себе, что мысли материальны, и нужно стараться либо думать о предстоящем полёте хорошо либо никак;
  • ознакомиться с данными по безопасности самолётов, если страх полетов связан с возможностью крушения, террористическим актом или птицами, залетающими в турбину. Спросите себя: что именно беспокоит? Как сотрудники аэропорта защищают лайнер от угрозы теракта, какие применяются способы отпугивать птиц, как устроен самолёт, словом, любая информация, проливающая свет на неизвестное, поможет справиться с тревогой;
  • проговорите свои страхи: себе, психологу, другу или родственнику;
  • не ищите информацию об авиакатастрофах, не смотрите и не слушайте новости. Информация о произошедшем крушении за пару дней до полёта никак не будет связана с вами. Только повысит тревожность;
  • если вы обращались к врачу по поводу тревожности, и он выписал вам седативные средства, пропейте курс незадолго до полёта. Некоторые успокоительные препараты имеют накопительный эффект: от одной таблетки толку не будет, а вот двухнедельный курс наверняка убережёт от лишней траты нервов.

Что делать во время полета?

Чтобы перебороть свой страх полета на самолете, можно:

  • занять себя. Заранее позаботьтесь об этом: любимая музыка, книга, рукоделие и что-либо ещё в зависимости от возможностей во время полёта. Переключение мыслей — лучший способ вообще забыть о том, что вы в самолёте;
  • попробуйте читать аффирмацию: «я не боюсь летать, с этим самолётом всё будет хорошо, пилот справится, мы плавно взлетим, плавно приземлимся, я выйду из самолёта целым и невредимым». Аффирмацию можно придумать свою, лишь бы она действительно успокаивала;
  • дыхательная гимнастика усиливает действие аффирмаций: вдох — задержка дыхания на 5 секунд — выдох — задержка дыхания на 4 секунды;
  • не садитесь у иллюминатора. Если достался билет возле окна, постарайтесь поменяться. Обычно проблем с этим не возникает, желающих смотреть в иллюминатор не меньше, чем тех, кто боится;
  • пейте больше воды;
  • сон — одно из лучших средств скоротать время в пути и сохранить целыми нервы. К сожалению, большинство аэрофобов не может уснуть во время полёта, даже если очень устали.

Чем занять время?

  • почитать книгу. Если нет книги — подойдёт литература в кармашке впереди стоящего кресла либо газета из набора, который обязательно предложит стюардесса;
  • гаджеты в полёте — лучшие друзья аэрофобов. Пользоваться ими нельзя только при взлёте и посадке. Во время полёта можно: читать, слушать в наушниках аудиокниги, любимую музыку, фильмы. Играть в офисные игры, забирающие всё внимание. Главное — зарядить устройство заранее;
  • если позволяют условия полёта (в самолёте светло или включен свет) — займитесь рукоделием. Любимый вариант терпеливых и усидчивых, кого мелкая моторика успокаивает, а не раздражает;
  • побеседуйте с пассажиром рядом. Возможно, это очень интересный человек, и несколько часов полёта покажутся парой минуток;
  • признайтесь стюардессе «я боюсь летать на самолете». Возможно, она подскажет, что делать.

Во время турбулентности

Воздушные ямы самолёт по максимуму старается обходить. Если зоны разреженного воздуха миновать не получилось, лайнер трясётся. Бывает, сильно — вплоть до падения вещей с полок. Эти моменты вызывают панику даже у особенно стойких пассажиров.

Чтобы преодолеть страх перед турбулентностью во время полета на самолете и пережить её без нервных потерь, надо:

  • слушать указания стюардессы;
  • делать дыхательную гимнастику;
  • читать аффирмацию о благополучном полёте;
  • не вставать за падающими вещами, пока табло или стюардесса не разрешит расстегнуть ремень безопасности;

Не забывайте: самолёт рассчитан на преодоление зон турбулентности. Он крепок, пилот знает, что делать. Думайте об этом постоянно.

Лекарственные средства

К сожалению, эффективной и быстрой таблетки, помогающей от страха летать на самолете, не существует. Надеяться на медикаментозную помощь не стоит, хотя принятие лёгких седативных средств накануне полёта, возможно, уменьшит тревожность. Проконсультируйтесь с врачом: терапевтом, психотерапевтом, неврологом.

Изучаем конструкцию самолета и законы физики

Действенный метод свести фобии к минимуму — углубиться в знание предмета. Ответьте на все волнующие вопросы:

  • как будет происходить полёт;
  • как устроен самолёт, каким образом он держится на воздухе;
  • кто обеспечивает безопасность полётов;
  • какие навыки обязательно имеют пилоты и стюардессы;
  • почему исключён вариант, что пилот будет пьян;
  • что такое турбулентность;
  • как не паниковать и не бояться летать на самолетах;
  • как самолёт защищается от птиц, молний, обледенения;
  • и прочие моменты.

Профессиональная помощь

Если самостоятельно перестать тревожиться и бояться летать на самолетах не получается, обратитесь за помощью к специалисту. Качественная помощь поможет свести к минимуму проявления страхов. Главное, делать это заранее, так как работа по устранению аэрофобии может занять долгое время.

К какому врачу обратиться?

Вопросом, как побороть сильный страх перед полетом на самолете, занимается психолог и психотерапевт.

Советы психологов

Психологи умеют избавлять от аэрофобии. Существует специальный алгоритм, пройдя который клиент сможет забыть про боязнь полетов или как минимум научиться контролировать её.

  • избавляться от проблемы лучше задолго до полёта. Недельной терапии может не хватить;
  • если после первого перелёта вы поняли, что боитесь, не стоит ждать второго и третьего, чтобы убедиться в этом. Чем раньше получить консультацию психолога, тем легче будет решить проблему;
  • настраивайтесь на серьёзную работу с выполнением разных заданий. Психолог попросит раскрыться, определить проблемы, возможно, подключит технические средства: авиасимуляторы, компьютерные или ролевые игры, связанные с самолётами.

Рекомендации пилотов

Советы пилотов по преодолению боязни летать на самолетах — золотой запас знаний самый опытных в вопросе перемещения по воздуху:

  • турбулентность, даже очень сильная, не представляет опасности. Современные самолёты оснащены специальным режимом пилотирования во время перепадов воздуха;
  • молния, ударившая в самолёт, задержится в алюминиевой обшивке, не повредив ни лайнер, ни пассажиров;
  • столкновение с птицей практически невозможно: в районе взлётно-посадочной полосы их отгоняют специальные устройства, а на высоте 10 тысяч метров птицы не летают;
  • особо опасных мест в самолёте не существует: все они одинаково безопасны;
  • все двигатели самолёта могут выйти из строя, только если закончилось горючее. Но даже эта возможность практически исключена: запас топлива есть на каждом борту;
  • крайне маловероятна и разгерметизация салона;
  • и уж точно невозможно открыть дверь или выбить иллюминатор в процессе полёта;
  • любые подозрения на плохую погоду, возможность сильного обледенения полосы или лайнера ведут к отмене рейса. Рейс разрешают только при 100% уверенности, что всё пройдёт гладко;
  • если самолёт пошёл на второй круг — он сделал это ради безопасности, а не для того, чтобы напугать пассажиров;
  • ничего страшного не произойдёт, если кто-то из пассажиров не выключит смартфон или другой гаджет во время руления, взлёта, посадки. Не стоит бросаться на него с кулаками.

Пилоты любят повторять: самолёт лучше всего чувствует себя именно в небе, поэтому нет причин ему не доверять.

Новые методики лечения

Среди современных способов перестать бояться летать на самолетах лидируют:

  • занятия на авиатренажёрах и в виртуальной реальности. Можно почувствовать себя в любой роли: пилот, пассажир, стюардесса. И в разных ситуациях: турбулентность, паникующий пассажир рядом, спокойная обстановка, дождь, гроза и так далее;

  • преодоление страха на практике. Клиенту предлагается осуществить непродолжительный полёт на самолёте под контролем специалиста. Он расскажет, подскажет, найдёт нужные слова;
  • гипноз. Психологи-гипнологи помогают за несколько сеансов.

Какую методику выбрать, решать только специалисту. Доверьтесь ему, и потом вы сможете легко довериться пилоту и лайнеру.

Схема лечения фобии

Классическая схема лечения состоит из:

  1. Определения страхов путём беседы с клиентом. На этом этапе важно максимально довериться психологу, чтобы быстрее и проще было преодолеть боязнь летать.
  2. Выбора методики лечения: групповые или индивидуальные занятия, план мероприятий.
  3. Фиксации прогресса, динамики лечения.
  4. Проверки результата в естественных условиях: клиенту предлагается куда-нибудь слетать.

Чего не следует делать?

Авиакомпании, психологи, экипаж в один голос запрещают:

  • принимать алкоголь перед полётом в любых количествах. Во-первых, это не спасёт от тревоги. Во-вторых, это может привести к буйному поведению во время полёта. В-третьих, на самолёт могут просто не пустить;
  • исключить неконтролируемый приём любых лекарственных средств. Во-первых, вас могут принять за пьяного и не пустить на борт. Во-вторых, организм под действием медикаментов может отреагировать на смену обстановки не лучшим образом;
  • курить больше одной сигареты в 30 минут. Повышение кровяного давления плохо скажется на состоянии организма на высоте;
  • читать статистику катастроф перед полётом. Такое чтение вредно, так как избавиться от страха оно не поможет, а только поселит ещё больше неуверенности.
Читайте также:  Русская мафия в Тайланде: стоит ли ее опасаться?

Что будет, если не лечить фобию?

Если вовремя не преодолеть страх летать на самолете, фобия разовьётся с небывалой интенсивностью. Сначала вы навсегда откажетесь от полётов, лишив себя шансов побывать в далёких интересных странах. Затем страх летать перекинется на земную жизнь: тревожность будет проявляться с каждой новой катастрофой, о которой вы узнали из новостей. Итог — диспансерный учёт в неврологическом отделении.

Аэрофобия, скрытая внутри, даст толчок для развития психосоматических болезней сердца или нервов.

Если лететь всё же придётся, люди с фобией перестают спать по ночам, так как не могут отделаться от навязчивых мыслей о предстоящем путешествии.

Аэрофобия, как и любой другой панический страх, мешает нормальной жизни. Избавиться от недуга можно легко. Главное — желание и готовность самого клиента меняться.

Как перестать бояться летать на самолете

Как побороть в себе аэрофобию и получать удовольствие от полетов.

Боязнь летать в самолете называют аэрофобией, и это достаточно распространенный в современном мире страх. Поскольку самолеты давно стали основным и самым удобным способом перемещения, страх полетов часто вызывает серьезные неудобства. Боязнь самолетов может иметь разные причины: турбулентность, полеты над водой, периоды взлета и посадки, страх перед замкнутыми пространствами и высотой, потеря контроля над ситуацией, и т.д. Однако, как правило, основной причиной аэрофобии является просто недостаток знаний о том, что происходит во время полета. Чтобы избавиться от боязни летать в самолете, иногда нужно просто узнать немного о самолетах. Ниже мы расскажем вам, как перестать бояться летать на самолете.

Популярные ошибки

  • Размышляя о том, как перестать бояться летать на самолете, многие прибегают к помощи алкоголя. Это решение может не лучшим образом сказаться на вашем состоянии и лишь усилит тревожное состояние. Кроме того, сухой воздух в самолете в совокупности с алкоголем вызовет обезвоживание организма, и к психологическому дискомфорту добавится физический. И раз уж мы говорим о напитках, стоит помнить, что кофеин — тоже не лучший друг в этой ситуации: он может привести нервную систему в возбужденное состояние.
  • Боязнь самолетов заставляет многих обратиться к изучению статистики. Что же они там видят? Множество фраз о том, что самолеты — самый безопасный вид транспорта, и что случаи авиакатастров редки. Но всего одно маленькое, даже случайно увиденное упоминание об авиапроисшествии затуманивает разум, и вот человек уже изучает Интернет в поисках статистики катастроф своей авиакомпании, модели самолета, страны. Стоп! Концентрируясь на негативе, вы только усилите свой страх.

Как бороться с аэрофобией

Для начала стоит осознать степень выраженности вашего страха. Если в связи с полетом на самолете вы испытываете неконтролируемые панические атаки, не только психологические, но и физические трудности (мышечное напряжение, затрудненное дыхание), то лучшим решением будет обратиться к психологу, который подскажет, как избавиться от аэрофобии полностью или свести ее проявления к минимуму.

Если же вы чувствуете, что вы в силах бороться со страхом самостоятельно, ниже мы приведем несколько советов по борьбе с аэрофобией:

  • Примите свой страх. Вы далеко не единственный человек, который боится летать. По статистике, аэрофобией в той или иной степени страдают около 25-30% взрослого населения планеты. В этом нет ничего стыдного, поэтому просто признайтесь себе, что боитесь. Если есть необходимость, вы можете уведомить о своей боязни самолетов бортпроводников, и они постараются сделать перелет для вас комфортнее.
  • Отвлеките внимание. Не зацикливайтесь на процессе полета, вместо этого займитесь тем, что принесет вам удовольствие. Обязательно возьмите с собой интересную книгу, зарядите ноутбук или планшет, закачайте интересные приложения или приятную музыку в смартфон. Все, что повысит настроение, вместе с тем уменьшит ваш страх. Кроме того, запаситесь любимыми лакомствами, ведь еда — отличный помощник в борьбе со стрессом. Особенно полезным будет горький шоколад. Подробнее о том, чем можно заняться в самолете, читайте в нашей статье “Дорога под облаками: чем заняться в самолете”.
  • Вдох — выдох! Расправьте плечи и глубоко вдохните, сконцентрируйтесь на дыхании. Это поможет успокоиться. Ведь не зря все медитативные техники так подчеркивают важность правильного дыхания.
  • Доверьтесь профессионалам. Экипаж самолета — это первоклассно обученные специалисты своего дела. Борт самолета — механизм с высокими параметрами безопасности. Не многие знают, но все жизненно важные системы в самолетах имеют иногда даже не по одной, а по несколько запасных копий: два двигателя, четыре тормозные и три топливные системы, три системы управления и т.д. Стоит ли бояться, когда вы в таких надежных руках?

Напоследок стоит сказать о турбулентности. То, что вызывает самый большой страх, на самом деле, не несет абсолютно никакой опасности для полета. Ее можно сравнить с неровностями на дороге, и не более того. Это лишний раз говорит о том, что вместо того, чтобы включать воображение и представлять худший сценарий, стоит просто узнать о полетах побольше.

Надеемся, что эта статья была вам полезна, и вы узнали больше о том, как справиться с боязнью летать в самолете.

Боязнь летать на самолете

Аэрофобия — патологический страх самолетов, боязнь летать. Его возникновение провоцируют множественные причины, в том числе и другие иррациональные страхи. Страх очень мешает развитию карьеры, бизнеса, если для этого нужны частые деловые поездки. Снижается качество жизни, если человек не представляет полноценного отдыха без далеких путешествий.

Для экономии времени, комфортного перемещения на отдалённые расстояния большинство людей предпочитают летать самолетом. Для больных аэрофобией такой вариант или полностью неприемлем, или связан с огромными внутренними усилиями и применением специальных средств для влияния на нервную систему.

Естественная боязнь летать не имеет ничего общего с тяжелым расстройством психики, которое проявляется в резком ухудшении психоэмоционального состояния человека, изменении деятельности внутренних органов. Больной не контролирует эти реакции, и представления не имеет, что с этим делать.

  • страх перед крушением самолета испытывают 40% россиян;
  • 55% переживают панический ужас перед перелетом;
  • 30% сильно нервничают и страдают от паники;
  • 25% настораживает факт отсутствия на борту индивидуальных спасательных средств, парашютов;
  • у 11% страх возникает из-за непонимания, как такая огромная конструкция может лететь;
  • 10% не доверяют экипажу самолета.

Чтобы побороть боязнь, нужно проанализировать причины возникновения страха, рассказать о них специалисту и подобрать коррекционную терапевтическую программу. Первичные физиологические и поведенческие симптомы болезни могут проявиться задолго до перелета:

  • напряжение;
  • нервозность;
  • повышенная тревожность;
  • бессонница;
  • приступы вегетососудистой дистонии;
  • тщательное изучение информации о последних крушениях;
  • высчитывание вероятности катастрофы;
  • поиски данных об авиакомпании и персонале.

У некоторых аэрофобов раздражительность, замкнутость, рассеянность проявляется уже в аэропорту. Аэрофобы, до того как подняться на борт самолета, принимают внушительную дозу успокоительных препаратов или алкоголя.

Находясь на борту, каждое движение стюардессы вызывает у аэрофоба подозрение. Самый сильный страх больной испытывает в момент взлета и посадки самолета, когда машину потряхивает, начинают работать двигатели. Он буквально вжимается в кресло, ладони потеют, пальцы судорожно сжимают поручни. Под действием стресса в его воображении возникают ужасающие картины авиакатастроф.

Организм отвечает учащенным сердцебиением, стесненным дыханием, тремором, потемнением в глазах, тошнотой, обмороками. Эти симптомы не прекращаются, пока самолет находится в воздухе. Шок наступает при попадании самолета в зону турбулентности. Облегчить состояние больного практически невозможно.

Отличие аэрофобии и обычного страха летать

Только 20%-30% граждан России сохраняют спокойствие пред и во время перелетов. Боязнь летать на самолетах – это естественная реакция человека, потому что он оказывается в непривычной для него среде. Если человек может самостоятельно справиться с психологическим дискомфортом, боязнью разбиться, побороть негативные мысли и проанализировать ситуацию, переключить сознание на положительное восприятие действительности, говорить о развитии фобии необоснованно.

Возникновение иррациональной боязни (неконтролируемой), панических состояний – это признаки заболевания. Не стоит самостоятельно упражняться в диагностике аэрофобии. При возникновении состояний, которые не поддаются контролю сознания, есть смысл обратиться за помощью к специалисту.

Причины

Необъяснимый страх летать на самолете, патологическая боязнь разбиться, яркие навязчивые картины авиакатастрофы, возникающие накануне и во время перелета, свидетельствуют о психическом заболевании. Опыт лечения патологии подтверждает, что причины, по которым возникает аэрофобия, различны. Этот вид фобии может возникнуть на фоне нескольких психических расстройств.

Основными составляющими авиафобии являются:

  • акрофобия (боязнь высоты);
  • клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства);
  • никтофобия (боязнь ночных перелетов);
  • гидрофобия (боязнь воды), если маршрут лежит над морем;
  • внутренняя потребность контролировать ситуацию;
  • панические атаки;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.

Диагностика заболевания крайне затруднена из-за многочисленных, взаимосвязанных причин, которые вызывают проявления аэрофобии.

Как избавиться от аэрофобии

Существует масса способов избавиться от аэрофобии. Нельзя полагаться только на временные меры, которые предпринимаются непосредственно во время перелета, чтобы освободиться от патологического страха. Аэрофобия – это серьезное заболевание, поэтому необходимо грамотное комплексное лечение.

Желание больного избавиться от аэрофобии – это главное условие выздоровления. Для эффективного избавления от недуга комплекс мероприятий должен включать:

  • консультацию специалиста;
  • специальную врачебную помощь;
  • подготовительные мероприятия перед полетом;
  • применение седативных средств;
  • самоорганизацию в самолете;
  • расслабляющие и корректирующие поведенческие практики.

Специальная врачебная помощь

Обращение к психологу, психотерапевту, консультации в психиатрии – обязательные мероприятия при проявлении признаков аэрофобии. Выбор специалиста зависит от тяжести психического расстройства.

Аэрофобию можно вылечить полностью, при условии комплексной терапии и осознанного желания пациента избавиться от заболевания. При тяжелых формах расстройства лечение может длиться около года. Цель – замена иррационального патологического страха перелетов на полный контроль внутреннего состояния и ситуации.

К основным составляющим лечения относятся:

  1. Медикаментозное лечение – это только часть общего курса. Оно назначается, если запланирован срочный перелет. Или применяется, чтобы стабилизировать состояние пациента. Лекарства не оказывают лечебного действия, а тормозят, заглушают реакции организма.
  2. Корректирующее лечение – выявление причин фобии и устранение их с помощью специальных техник, направленных на поведенческую и психоэмоциональную сферу. Проведение индивидуальных и групповых занятий, которые учат пациента думать и действовать правильно под воздействием стрессового фактора.
  3. Использование авиатренажеров, создание виртуальной реальности. Многократное проигрывание благополучного исхода перелета и закрепление положительной реакции, привыкания. Аппаратные методики позволяют навсегда избавиться от мучительного недуга.

При точном выявлении причины заболевания, своевременном и правильном лечении выздоравливают 85-90% аэрофобов. А если у пациента отсутствуют сопутствующие психические патологии, успех лечения 100%.

Что делать накануне полета

У больного аэрофобией тревога и страхи возникают еще до перелета. Чтобы избавиться от навязчивых мыслей специалисты рекомендуют их трансформировать в аналитическую деятельность, а именно:

  • переживания не оказывают непосредственного действия на полет – самолет ведет профессионал, а из маршрута нет возможности убрать зоны турбулентности;
  • можно поинтересоваться информацией о воздушных ямах, зонах турбулентности (эти физические проявления никогд практически не становились причинами авиакатастроф);
  • не нужно считать время до полета, лучше потратить его на физические упражнения, прогулки, хобби;
  • необходимо прекратить смотреть и читать новости о катастрофах, не углубляться в подробности происшедшего, не прокручивать все это в сознании и, ни в коем случае, «не примерять» эту ситуацию на себя;
  • не нужно бояться говорить о своих страхах, их необходимо озвучивать, проговаривать близкому человеку или лечащему врачу;
  • приложить все усилия, чтобы на борт самолета прибыть в стабильном состоянии.

Аэрофобам рекомендуют изучить конструкцию самолета. Качественное видео о строительстве современных пассажирских воздушных лайнеров, законах аэродинамики убедительно засвидетельствует в пользу безопасности перелетов. Иногда бывает достаточно знать всего несколько фактов:

  • по статистике самолеты – самый безопасный вид транспорта;
  • все функциональные системы самолета продублированы (некоторые лайнеры имеют до 4 дубликатов);
  • любой самолет обладает 2 двигателя, вероятность выхода из строя обоих ничтожно мала;
  • каждый авиалайнер имеет систему автопилотирования, которая способна посадить летательный апарат без участия человека (на случай, если здоровье членов экипажа резко ухудшилось);
  • перед вылетом самолет проходит техническую проверку и испытания.

Можно побеседовать с лётчиками из аэроклубов, которые выполняя фигуры высшего пилотажа. Они убедительно докажут надежность и безопасность самолетов. Существует масса видео, в которых авиаторы дают практические советы, как избавиться от боязни перелетов. В особых учреждениях созданы специальные тренажеры, имитирующие пребывание салоне авиалайнера, которые помогают аэрофобам корректировать свое поведение и бороться с навязчивым патологическим страхом.

Лекарственные средства

Нельзя порекомендовать универсальный список таблеток при аэрофобии. Лекарственные средства должен подобрать лечащий врач и проконсультировать пациента, какие препараты ему лучше принять непосредственно перед полетом. Все медикаменты для подавления патологического страха, необъяснимой тревоги можно разделить на несколько групп:

  1. Седативные.
  2. Противотревожные.
  3. Противосудорожные.
  4. Для снятия спазмов в мышечной системе.
  5. Для торможения нервных импульсов.

Есть препараты, которые врач назначает задолго до планируемого полета. Оптимальный подготовительный медикаментозный курс длится около 3 недель. При оперативном решении проблемы есть препараты, которые принимают во время полета:

  • быстрого действия – нужная концентрация действующего вещества достигается после разового приема лекарственного средства и сохраняется несколько часов;
  • накопительные – первую таблетку следует принять перед полетом, потом с интервалом 30-60 минут, чтобы поддерживать необходимую концентрацию лекарства.

Делать ставку только на лекарственную терапию не следует. Медикаменты из указанных групп оказывают негативное влияние на нервную систему в целом. Если жизнь человека связана с постоянными перелетами, проблему необходимо решать с применением комплекса мероприятий.

Самоорганизация в самолете

Люди, которые столкнулись с проблемой аэрофобии, щедро делятся советами о способах преодоления этого состояния на борту авиалайнера. Некоторые из них берут снотворное в самолет, кто-то спасается алкоголем, многие порекомендуют лекарства, которые помогут успокоиться. Не стоит экспериментировать на себе. Аэрофобия – сложное заболевание, причины его возникновения разные, ответ нервной системы на стрессовые факторы индивидуален.

Лечащий врач на основе индивидуальных особенностей пациента даст практические рекомендации для облегчения состояния при перелете.

Помогут абстрагироваться от неприятных ощущений, которые возникают при шуме мотора самолета, вибраций и других внешних факторов, простые действия:

  • не садиться рядом с иллюминатором;
  • думать о цели путешествия (мысленно проговорить доклад, представить успешное выступление, запланировать интересные встречи, экскурсии, прогулки, продумать подарки близким людям);
  • приятная беседа с попутчиком;
  • увлекательное чтение;
  • захватывающий фильм;
  • любимая музыка;
  • погружение в просторы интернета;
  • дыхательная гимнастика;
  • фото- и видеосъемка;
  • вкусная еда, сладости, травяные чаи, минеральная вода, томатный или тыквенный сок.

Любой способ, который отвлекает внимание, хорош. Все зависит от индивидуальных предпочтений, способности контролировать и управлять своим состоянием.

Столкнувшись с проявлениями аэрофобии, не стоит пытаться уйти от проблемы. Отправиться в путешествие с использованием наземного транспорта вместо самолета – это загнать себя в глухой угол, дать возможность иррациональному страху прочно закрепиться в сознании. Помощь специалистов, работа над собой – действенное решение проблемы.

Ссылка на основную публикацию